АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 г. Выборга» (далее
ДОУ) для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – Программа) разработана в
соответствии:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями)
- Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее- Санитарные правила)
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 г. №30384
- Уставом МБДОУ «Детский сад №16 г. Выборга» (далее – Устав).
С учетом:
- Образовательной программы дошкольного образования ДОУ (далее ОП ДО)
- Программы логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. - М., Просвещение, 2009г.;
- Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. - М., Просвещение, 2009г.;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014 — 386 с.
В
Программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия
и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон
и связной речи. Программа предназначена для обучения и воспитания детей среднего
и старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее—ТНР).
Основой программы является создание оптимальных условий для
коррекционно- развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с
ТНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы
в группе компенсирующей/комбинированной направленности с учетом особенностей
психофизического развития детей данного контингента.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач
дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с ТНР.
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и
детей с ТНР, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Коррекционно-развивающая работа
для детей с ТНР в возрасте от 4 до 7 лет, предусматривает полное взаимодействие и преемственность всех
специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников и
рассчитана на 3 года .
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
учитывает образовательные потребности, интересы детей, членов их
семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, разработана с учетом:
- Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Сбербанк России. Возраст: 5-7 лет.
- «Программы профилактики речевого недоразвития детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения», авторская программа Т.А. Датешидзе. Возраст: 1,5-3 лет.
- Парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
- Комплексной программы математического развития «Мате:плюс. Математика в детском саду»
Программа может корректироваться в связи
с изменениями:
- нормативно-правовой базы
дошкольного образования,
- образовательного запроса
родителей,
- видовой структуры групп,
- материально-технических и
кадровых ресурсов ДОУ и др.
Решение о необходимости внесения изменений в Программе
принимается на педагогическом совете ДОУ, далее создается рабочая группа для ее
корректировки. После работы рабочей группы обсуждается и утверждается на
педагогическом совете новый ее вариант или внесенные изменения и дополнения.
Приложения к Программе могут обновляться без создания
рабочих групп после обсуждения и утверждения их на педагогическом совете ДОУ по
мере необходимости, в том числе и ежегодно в начале учебного года.