АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 г. Выборга» (далее
ДОУ) для детей с тяжёлыми нарушениями
речи (далее – Программа) разработана в соответствии:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее- Санитарные правила)
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 г. №30384
- Уставом МБДОУ «Детский сад №16 г. Выборга» (далее – Устав).
С
учетом:
- Образовательной программы дошкольного образования ДОУ (далее ОП ДО)
- Программы логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. - М., Просвещение, 2009г.;
- Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. - М., Просвещение, 2009г.;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014 — 386 с.
В Программе определены коррекционные
задачи, основные направления работы, условия и средства формирования
фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей среднего
и старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее—ТНР).
Основой программы является
создание оптимальных условий для коррекционно- развивающей работы и
всестороннего гармоничного развития детей с ТНР. Это достигается за счет
создания комплекса коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей/комбинированной
направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного
контингента.
Главная идея
заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с
привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с
ТНР.
Программа учитывает
общность развития нормально развивающихся детей и детей с ТНР, учитывая
закономерности развития детской речи в норме.
Коррекционно-развивающая работа
для детей с ТНР в возрасте от 4 до 7 лет, предусматривает полное взаимодействие и преемственность всех
специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников и
рассчитана на 3 года .
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждение на государственном (русском) языке Российской Федерации.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, разработана с учетом:
- Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Сбербанк России. Возраст:
- «Программы профилактики речевого недоразвития детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения», авторская программа Т.А. Датешидзе. Возраст: 1,5-3 лет.
- Парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
- Комплексной программы математического развития «Мате:плюс. Математика в детском саду»
Характеристика
особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с
нарушениями речи
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с
поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной
энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого
расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая
положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно
сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от
состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению
вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Характеристика
особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с ОНР
ОСОБЕННОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Коррекционно-образовательный процесс осуществляется
в тесном контакте с родителями воспитанников.
Цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение
их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание
оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения
единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания.
Задачи, которые
поставлены перед коллективом Учреждения, чтобы обеспечить эффективное
взаимодействие с семьями воспитанников:
- взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей. Общение с родителями по поводу детей — важнейшая обязанность педагогического коллектива;
- обеспечение открытости дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;
- обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.);
- обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- развитие родительской грамотности, позволяющей адекватно воспринимать ребёнка с речевой патологией;
- оказание посильной помощи в преодолении речевых трудностей у детей с
речевой патологией;
- вовлечение родителей в обсуждении и
принятии решений содержания образовательных программ, сделав воспитание ребенка
в семье и детском саду более последовательным и эффективным.
Модель
взаимодействия педагогов и специалистов с родителями воспитанников
Работа с семьями
воспитанников с речевыми нарушениями строится по следующим направлениям:
·
информационно-аналитическое;
·
образовательное;
·
наглядно - информационное;
·
досуговое.
Содержание |
Основные задачи |
Формы |
Психолого-педагогическое просвещение родителей |
Информирование родителей об
особенностях различных возрастных
периодов. Стимулирование интереса к
сотрудничеству в воспитании и развитии детей. Повысить грамотность родителей в области развивающей
и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в
воспитании и развитии своего ребенка. Помочь родителям выработать уверенный и спокойный
стиль воспитания, чтобы для ребенка
создать комфортность и защищенность в семье. |
Семинары, открытые занятия, конференции, педагогические советы, тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядная информация на сайте
учреждения, «Советы педагогов и
специалистов» день открытых дверей, "Речевичок" - газета
для родителей |
Включение родителей в деятельность ДОУ |
Воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в
разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и
воспитания. Установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной
взаимоподдержки. Создавать
условия для включения родителей в планирование, организацию и контроль
за деятельностью ДОУ. |
анкетирование, совместные мероприятия, соревнования, викторины, конкурсы, участие родителей в НОД, праздники, круглые столы, индивидуальные и подгрупповые консультации специалистов, мастер-классы. |
Обучение родителей практическим навыкам |
Оптимизация детско-родительских отношений. Помощь родителям в приобретении практических знаний и
умений в воспитании и общении с собственными детьми. Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком
и умения делать правильные выводы из
этих наблюдений. |
"Семейная гостиная", тренинги, мастер-классы, совместная деятельность
взрослых и детей, досуги, консультации, консультации онлайн. |