АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Описание образовательной программы

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 г. Выборга» (далее ДОУ) для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии:

  • Федеральным  законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями)
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи»  (далее- Санитарные правила)
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 г. №30384
  • Уставом  МБДОУ «Детский сад №16 г. Выборга» (далее – Устав).

С учетом:

  • Образовательной программы дошкольного образования ДОУ (далее ОП ДО)
  • Программы логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.,  Тумановой Т. В. - М., Просвещение, 2009г.;
  • Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. - М., Просвещение, 2009г.;
  • Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014 — 386 с.

 

В Программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Программа предназначена для обучения и воспитания детей   среднего и старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее—ТНР).

Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционно- развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ТНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей/комбинированной направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР.

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ТНР, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

 Коррекционно-развивающая  работа  для детей с ТНР в возрасте от 4 до 7 лет, предусматривает  полное взаимодействие и преемственность всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников и рассчитана на 3 года .

 

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждение на государственном (русском) языке Российской Федерации.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, разработана с учетом:

  1. Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования  «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Сбербанк России. Возраст: 
  2. «Программы профилактики речевого недоразвития детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»,  авторская программа Т.А. Датешидзе.  Возраст: 1,5-3 лет.
  3. Парциальной программы худо­жественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразитель­ной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
  4. Комплексной программы математического развития «Мате:плюс. Математика в детском саду»

 

Характеристика особенностей  развития  и индивидуальных возможностей детей с нарушениями речи

 

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.   

 

Характеристика особенностей  развития  и индивидуальных возможностей детей с ОНР

Типичные проявления речевого развития у детей с общим  недоразвитием речи (ОНР)

Специфические психолого-педагогические особенности

 

Общая характеристика детей с первым уровнем

речевого развития (по Р.Е. Левиной)

1.Активный словарь в зачаточном состоянии: звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов.

2.Обозначение предметов и действий почти отсутствует.

3. Не понимает значений грамматических изменений слова.

4.Фразовая речь почти полностью отсутствует.

5.Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции.

6. Ограничена способность воспроизводить слоговые элементы слова.

7.Звуковой анализ слова недоступен. Они не могут выделить отдельные звуки в слове.

1.Отсутствие общеупотребительной речи, речевой негативизм

2. Ограниченный  объём внимания, памяти, мышления.

 3. Недоразвитие общей и мелкой моторики.

4. Снижен интерес к игровой деятельности, неразвиты  коммуникативные навыки.

 

Общая характеристика детей со вторым уровнем

 речевого развития (по Р.Е. Левиной)

1.В общении простые или искаженные фразы. Фраза, как правило, бывает аграмматичной.

2. Ограниченные возможности использования  словаря: незнание многих слов, нарушение структуры слов, аграмматизмы (не владеют навыками словообразования, грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.)

3.Звукопроизношение  значительно нарушено ( количество неправильно произносимых звуков достигает 16–20).

4. Неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

 5.Недостаточное усвоение звукового  состава слов задерживает формирование словаря  и овладение грамматическим строем.

6.Использование предложений простой конструкции,  предлоги употребляются редко и неправильно, чаще опускаются.

 

1. Крайне низкая степень речевой активности;

2. Недостаточный объём внимания, памяти, мышления.

 3. Недоразвитие общей и мелкой моторики.

4. Снижен интерес к игровой деятельности, недостаточно развиты коммуникативные навыки.

 

Общая характеристика детей с третьим уровнем

речевого развития (по Р.Е. Левиной)

1.В активной речи  преимущественно простые предложения.

2.Во фразовой речи  отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения.

3. Словообразование  сформировано недостаточно, часто словообразование заменяется словоизменением.

4. Словарный запас ограничен, часто отмечается неточный выбор слов, понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением.

5. Сохраняются недостатки произношения звуков.

6.Нарушения звукослоговой структуры слова.

7.Значительные трудности в овладении  звуковым анализом и синтезом.

8.Недостаточная сформированность связной речи.

1. Низкая степень самостоятельной речевой активности;

2. Сниженный объём внимания, неустойчивость, ограниченные возможности его распределения.

 3. Сниженная вербальная память, низкая продуктивность запоминания.

4. Несформированность словесно-логического мышления.

5. Недоразвитие мелкой моторики.

6. Снижен интерес к игровой деятельности;

7. Эмоционально-волевая незрелость;Хочу такой сайт

   

Общая характеристика детей с четвёртым  уровнем

речевого развития (по Т.Б. Филичевой)

1.Не имеют грубых нарушений звукопроизношения, но  недостаточно четкая дифференциация звуков.

2.Нарушения звукослоговой структуры слов проявляются у детей в различных вариантах искажения звуконаполняемости.

3.Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка.

4.Недостатки связной речи: нарушения логической последовательности.

5.Недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция;

6. Недоразвитие словообразовательных процессов.

1. Низкая степень самостоятельной речевой активности;

2. Слабая регуляция произвольной деятельности;

3. Крайне низкая работаспособность;

4. Общедвигательные нарушение , выраженная моторная неловкость.

5. С трудом овладевают анализом, синтезом.

 
 

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Коррекционно-образовательный процесс осуществляется в тесном контакте с родителями воспитанников.

Цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания.

         

Задачи, которые поставлены перед коллективом Учреждения, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с семьями воспитанников:

  • взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей. Общение с родителями по поводу детей — важнейшая обязанность педагогического коллектива;
  • обеспечение открытости дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;
  • обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.);
  • обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  •     развитие родительской грамотности, позволяющей адекватно воспринимать ребёнка с речевой патологией;
  •     оказание посильной помощи в  преодолении речевых трудностей у детей с речевой патологией;
  •     вовлечение родителей в обсуждении и принятии решений содержания образовательных программ, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным и эффективным.

 

Модель взаимодействия педагогов и специалистов с родителями воспитанников

Работа с семьями воспитанников с речевыми нарушениями строится по следующим направлениям:

·         информационно-аналитическое;

·         образовательное;

·         наглядно - информационное;

·         досуговое.

Содержание

Основные задачи

Формы

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Информирование родителей об особенностях различных  возрастных периодов.

Стимулирование интереса к сотрудничеству в воспитании и развитии детей.

Повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль  воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.

Семинары,

открытые занятия,

 конференции,

педагогические советы,  тематические родительские собрания,

консультации,

 индивидуальные беседы,  наглядная информация на сайте учреждения,  «Советы педагогов и специалистов»

день открытых дверей, "Речевичок" - газета для родителей

Включение родителей в деятельность ДОУ

Воспитать у родителей привычки интересоваться  у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Создавать  условия для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ.

анкетирование,

совместные мероприятия, соревнования,

викторины, конкурсы,

участие родителей в НОД,

праздники,

круглые столы,

индивидуальные и подгрупповые  консультации специалистов,

мастер-классы.

Обучение родителей практическим навыкам

Оптимизация детско-родительских отношений.

Помощь родителям в приобретении практических знаний и умений в воспитании и общении с собственными детьми.

Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные  выводы из этих наблюдений.

"Семейная гостиная", тренинги,  мастер-классы, совместная деятельность взрослых и детей, досуги, консультации, консультации онлайн.

Краткая презентация адаптированной программы (скачать)
ТНР -2021 (1) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575823 Директор/Заведующий Новожилова Оксана Владимировна Дата подписания документа 18.11.2021 15:44:08 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.05.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (813) 783-82-00, +7 (813) 783-85-50, +7 (813) 783-83-43

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».