28.09.2020
С детьми работают воспитатели: Марченко
Надежда Николаевна
Засмолина Светлана Андреевна
наша группа вконтакте https://vk.com/club113578520
09.12.2021
Вид проекта: краткосрочный, коллективный – с 1 по 8 декабря 2021г.
Тип проекта: информационно-исследовательский, практико – ориентированный, по содержанию «Окружающий мир» внутри одной возрастной группы 6-7 лет.
Участники проекта:
Воспитатели группы, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Актуальность: В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей. Именно дошкольное детство – ответственный период, когда закладываются основы правильного отношения к труду. Ознакомление с профессиями является важным в трудовом воспитании дошкольника.
Цель проекта.
Расширить и обобщить представление детей о профессии инспектора ДПС.
Задачи:
1.Формировать представления о профессии инспектор ДПС
2. Формировать представления о качествах, которыми необходимо владеть людям данной профессии.
3. Воспитывать уважительное отношение к данной профессии.
4. Научить ребенка грамотно использовать полученные знания.
5. Привить детям навыки безопасного поведения на улицах, через повышение компетентности родителей по данной теме.
Ожидаемые результаты: Совместно со взрослыми дети собирают информацию о профессии: о том, как возникла профессия патрульного постового, какую работу он выполняет и что ему необходимо для работы.
Дети отражают свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности: в рисунках, лепке, дети разучивают стихи, играют в сюжетно-ролевые игры, изготавливают атрибуты.
.Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный. Воспитатель разыгрывает игровую ситуацию с аварией на дороге. Выясняет у детей – почему произошла авария? Как думаете, кто нарушил правила движения? Почему? А как нужно было ехать автомобилям, чтобы не было аварии? Подумайте, кто может разобраться в аварии? Правильно - инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС). Нужно ещё кого-нибудь вызывать на аварию? Правильно, нужно позвонить в скорую помощь? В аварии могли пострадать люди. Кто знает номер телефона? Врачи помогают людям, попавшим в аварию. А работники патрульной службы помогают выяснить, что стало причиной аварии и кто виноват.
2 этап: Основной.
Работа над проектом (занятия по теме проекта, встреча с сотрудником ГИБДД, экскурсии, художественное творчество, игры, чтение художественной литературы, просмотр видеоматериала, взаимодействие с родителями). Проведение с детьми, родителями запланированных мероприятий:
1. Консультации для родителей «Дети на дороге», «Ремень безопасности - безопасность ребенка», «Газета для родителей - водителей».
2. Акция «Стань заметнее на дороге» (изготовление с детьми фликеров – светоотражающих знаков: браслетов, брелков, значков, подвесок).
3 этап: Итоговый
1.Театрализованная деятельность - сюжетно – ролевая игра "Инспектор ДПС".
2. Выставка работ: «Дорога – безопасная».
20.09.2021
«Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро — клади их в лукошко, пускай дышат немножко».
Паспорт проекта
№ п/н | Содержание | |
1 | Тема | «Грибы: съедобные и ядовитые. Польза и вред» |
2. | Участники проекта | Подготовительная группа: дети 5 - 6-ти лет, родители воспитанников |
3. | Тип проекта | Познавательно - исследовательский, творческий. |
4. | Вид проекта | Краткосрочный: период с 13.09 по 17.09.2021г. |
5. | Итоговое мероприятие | Выставка детского творчества « Царство грибов», для родителей фотовыставка - «Рецепты блюд из грибов». На заключительном этапе была проведена викторина «Что мы узнали про грибы?» |
6. | Дата проведения итогового мероприятия | 17.09.2021 г |
7 | Участники | воспитанники, родители воспитанников |
МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как можем узнать? |
Грибы бывают съедобные и ядовитые. Денис Г. | Зачем нужны ядовитые грибы? Миша Г. | Спросить у взрослых. Максим К. |
Съедобные грибы употребляют в пищу, запасают на зиму. Коля К. | Как используют ядовитые грибы? Максим А. | Посмотреть энциклопедию о грибах. Илья П. |
Есть много разных грибов. Саша Р. | Кому нужны ядовитые грибы? Зачем? Даниил Я. | Спросить у родителей, у воспитателей, сходить в библиотеку. Мирон С. |
Актуальность реализации проекта:
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и полезных овощей созревает в садах и огородах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды и грибы.
Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон.
Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой
достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.
Мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами.
Обучающая: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности и пользе грибов для человека и животных, птиц; расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе.
Развивающая:
развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
Вид проекта: творческий, информационно-исследовательский. семейный, групповой, краткосрочный (неделя сентября)
Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о грибах, их значении для леса.
Ожидаемые результаты: воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний детей о грибах и их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Методы исследования:
• сбор информации; как для человека, так и для животных, птиц. Совместно с родителями оформим выставку работ в группе.
Цель: расширить представление у детей о лесах и грибах через организацию разных видов деятельности; создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.
Задачи:
Воспитательная
• беседы;
• наблюдения;
• анализ.
Интегрируемые образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Ресурсы проекта:
- Иллюстрации, открытки с описанием и изображением грибов, макеты, коллекции, презентации, муляжи грибов
- Презентация познавательного материала о грибах и местах их произрастания.
- Художественная литература, картины, энциклопедии.
Продукт проекта:
- Выставка книг, иллюстраций и открыток «Грибная поляна»
- Творческая выставка детских работ «Царство грибов»,
- Творческий конкурс для родителей «Рецепты блюд из грибов»
Этапы проекта.
Проект включает три основных этапа:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, составить план тематической недели, организация окружающей среды, предварительная работа с детьми и их родителями; индивидуальное заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о грибах
2-й – основной (деятельный) этап - решение поставленных задач;
3-й – обобщающий (заключительный) - обобщение результатов работы, их анализ.
Предполагаемые результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
У детей появится интерес к изучению окружающего мира, будет формироваться ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представление о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, может сделать для сохранения природы. Дети познакомятся с внешним видом и строением грибов, с разнообразием грибов. Научаться устанавливать причинно – следственные связи между внешним видом и местом произрастания, закрепят представление о необходимости сохранения грибов на земле. Дети научаться составлять описательный рассказ, познакомятся с произведениями, в которых встречается образ гриба. Ребята познакомятся с подвижными, пальчиковыми играми, скороговорками, загадками, стихами удмуртских поэтов, получат возможность в драматизации сказки В.Сутеева «Под грибом». Дети познакомятся с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов. Дети научатся изображать грибы (рисование, лепка, аппликация, коллаж). Научаться составлять схемы оказания первой помощи при отравлении. | Повысится профессиональная компетентность педагогов в разработке и реализации детско – взрослых проектов. Проект способствует интеграции усилий всех участников воспитательно – образовательного процесса. Установится доверительные отношения педагогов с родителями. | По ФГОС, родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса своих детей. Кроме того, не секрет, что на современном этапе необходимо поднять уровень экологического образования не только у детей, но и у родителей. Родители часто не задумываются о том, какой пример они подают детям, отдыхая на природе или просто гуляя с ребенком по улице. С родителями проводились беседы о предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта. Удастся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для успешного психического развития детей, создать атмосферу общности интересов. |
17.05.2021
Тип проекта: информационный.
По количеству участников: групповой.
Срок реализации проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: дети 5-6 лет (старшая группа), родители, воспитатели, учитель - логопед.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры старших дошкольников.
Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектом живой и неживой природы.
2. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
3. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
5. Воспитывать гуманное отношение к природе.
6. Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.
Планируемый результат:
1. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы.
2. Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
3. Воспитание трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Актуальность:
«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
В беседах с детьми мы выявили незначительные знания о «живой» природе; дети интересовались и задавали много вопросов о растениях, смотрели презентации, ставили опыты в условиях ДОУ, посадили свой огород на окне, ухаживали за ним, наблюдали за ростом растений. Таким образом, дети ещё больше заинтересовались окружающей природой и мы приняли решение расширить знания и представления детей о «живой» и «неживой» природе.
Модель трёх вопросов.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как можем узнать? |
Природа живая. Василиса Т. | Что такое неживая природа? Даня Я. | В энциклопедии. Даня Я. |
Деревья, трава, цветы очищают воздух. Миша Г. | Как растения дышат? Чем? Коля К. | Спросить у воспитателей. |
Весной часто идёт дождь. Василиса Ш. | Откуда берётся дождь? Гриша Г. | Спросить у родителей. |
Знаем много деревьев и растений. Гриша Г | А какие полезные? Максим А. | Посмотреть передачу о природе. Максим К. |
Схема этапов работы
Этапы | Форма работы | Задачи |
I. Выявление проблемы. Постановка целей перед детьми или самостоятельное формулирование цели детьми. Определение задач. | Беседа: «Взаимосвязь живой и неживой природы». | • Привлечь внимание детей к проблеме проекта. знаний и представлений. |
II. Практическая деятельность по решению задач. | • Как ухаживать за растениями? | • Закреплять правила поведения в природе. с природой произведения художественной литературы. живой и неживой природе, взаимосвязях в природе жизни животных, птиц и растений. отношения. общего дела с родителями. работе с детьми, повышать интерес родителей к жизни в группе. |
III. Презентация продукта деятельности | • Театрализованный досуг «Береги природу» | • Обобщить знания детей о понятиях «живой» и «неживой природы», правилах поведения в природе, через театрализованную деятельность. |
Продукт проекта:
совместное с родителями и детьми изготовление книжек-малышек о живой и неживой природе.
Выставка работ родителей и детей (рисунки, аппликация, лепка) по проекту.
За время работы над проектом дети научились:
1. Проводить простейшие исследования с объектами природы: экспериментировать, анализировать, делать выводы.
2. Узнавать много интересного из жизни растений.
3. Вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
4. Более бережно относиться к объектам природы, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
5. Трудолюбию, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое.
Вывод:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территорию детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить ценить и оберегать ее красоту.
15.02.2021
Возраст детей: старшая группа
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный
Актуальность: предметный мир побуждает ребенка к активным и самостоятельным действиям. Активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Современные программы предусматривают формирование у дошкольников достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Участники: Участники: дети, воспитатели, родители.
Цель: обогатить и обобщить знания детей по теме «Посуда».
Задачи:
- расширять запас слов по теме «Посуда»;
- обогатить и уточнить представления об истории возникновения посуды;
- совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядную посуду (цвет, узор);
- развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
Ожидаемые результаты:
- - знать и называть предметы посуды, части, из какого материала изготовлена;
- - уметь узнавать предмет посуды по описанию и назначению (столовая, кухонная, чайная, кофейная)
- - владеть навыками пользования столовыми приборами, культурой поведения за столом;
- - повышение активности родителей в образовательном процессе;
- - создание презентаций по теме проекта.
Результат (продукт) проекта:
- изготовление дидактической игры - «Собери осколки».
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный:
- Подбор методической литературы по данной теме;
- Подбор настольно-печатных и дидактических игр;
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения о посуде; загадки и пословицы на данную тему);
- Подбор аудиозаписей, мультфильмов о посуде.
2-й этап: основной
Выполнение проекта
Беседы с детьми
Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о посуде?»
Цель: выявить знания детей о посуде.
Рассказ воспитателя «Какая бывает посуда»
Цель: рассказать о классификации посуды: чайная, столовая, кухонная.
Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана посуда?»
Цель: ознакомить с признаками материала, из которого изготовлена посуда.
Художественная литература
Чтение: стихотворение К.Чуковского «Федорино горе»
Загадывание загадок о посуде.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Итоги проекта: В процессе бесед, чтении стихов и сказок расширились знания и представления детей о посуде. Раскрыли возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
19.01.2021
Вид проекта: краткосрочный (11 января- 15 января 2021г.), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители детей.
Актуальность темы: В течение недели были запланированы мероприятия на расширение у детей знаний об истории возникновения Выборгского трамвая, закрепление и уточнение представлений об этом виде пассажирского транспорта.
Цель проекта: Познакомить детей с историей появления трамвая в родном городе. Расширять представления детей о видах пассажирского транспорта, как о средствах передвижения.
Задачи проекта: расширить представления детей о разнообразии наземного транспорта; профессий на транспорте (водитель, кондуктор, механик, автослесарь,); качеств и свойств материалов из которых сделан транспорт ( металл, пластмасса, резина, стекло, магнит). Экологические проблемы (загрязнение воздуха, воды, почвы).
Обучающие:
- Раскрыть значение транспорта для людей.
- Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
- Расширить представления детей об истории возникновения трамвая в родном городе.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о транспорте.
- Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, память)
- Развивать коммуникативные умения и навыки.
- Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения,
- Обогощать и развивать разговорную речь, используя предлоги: на, в, об, за, пере, под, от.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга. Уважительно относиться к продуктам деятельности.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Ресурсы:
Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка стихов о транспорте.
Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о транспорте.
Кадровые: рассказы о профессиях, связанных с работой на транспорте.
Материально-технические: интерактивная доска, иллюстрации.
План реализации проекта:
Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей: беседы с детьми, рассказы о способах передвижения человека, прогулки по улицам нашего города к Выборгскому трамвайчику с познавательной целью, помощь в создании выставки работ детей и родителей. Привлечь родителей к совместному составлению описательных творческих рассказов о трамвае.
Привлечь родителей к подборке стихов о транспорте.
Подбор методической и художественной литературы:
В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”; Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину», С. Фангинштейн «Наша улица», С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход.», В. Орлов "Электричка”; С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”; Е. Тараховская "Метро”; Э.Успенский "Троллейбус”; Д. Хармс "Кораблик”; Карл Арон "Человек поднялся в небо”; Карл Арон «Едем, плаваем, летаем»; Б.Житков «Как я ловил человечков». Чтение информации из детской энциклопедии «История транспорта». «Светофор» Житков Е.; «Школа пешехода» Кривич В.; «Светофор» Кожевников В.; «Пассажир» Дорохов А.; «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»; Михалков С. «Бездельник светофор»; «Для чего нам светофор» О. Тарутин. Загадывание загадок, чтение стихов о транспорте, дорожных знаках.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта «Транспорт».
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап:
Вовлечение в деятельность:
Понедельник
ФКЦМ « Путешествие в мир транспорта».
Д/и «Подбери предмет к признаку»: старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... , трехколесный ... , быстроходный ... , летящий ... .
Д\и «Назови профессию» - упражнять детей в умении образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, -тель, - ист.
Загадки «Азбука дороги» - закрепление знаний о ПДД. Систематизировать знания о различных видах транспорта.
Беседа «Кого мы называем примерным пешеходом».
Организация выставки книг: «Транспорт»
Подбор иллюстраций «Транспорт».
Вторник
Беседа «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?» (грузовой, пассажирский, почтовый, багажный). (подводный,водный,подземный,наземный,воздушный,космический). Железнодорожный транспорт (метро,электропоезда, поезда дальнего следования, трамвай).
Рассматривание альбома «Виды транспорт».
Дыхательная гимнастика «Колесо спустило».
С/р игры «Шоферы», «Автобус» с атрибутами, жилетами, пешеходным переходом, знаками дорожного движения.
Игры со строительным материалом, «Лего – конструктор» - «Трамвай», «Грузовик»,
«Автобус».
Подбор иллюстраций знаков дорожного движения.
Среда
Беседа «Из чего состоит машина».
ФЭМП (познавательное развитие): выложить машины из геометрических фигур (блоки Дьенеша).
Лепка «Городской транспорт».
Составление предложений по сюжетным картинкам « На дороге в городе……», «Едем мы в трамвае» с применением предлогов.
Чтение рассказов В.В. Маяковского «Кем быть?»
Экспериментальная деятельность: «Свойства материалов – резина, металл, пластмасса, стекло, магнит».
Четверг
Беседа «Выборгский трамвай» (презентация).
Д/игры «Назови одним словом», «Подбери запасную часть».
Беседа-рассуждение «Поведение в транспорте, на дороге».
Д/и «Пассажирский транспорт»- расширить представления детей об этом виде транспорта, его назначении и использовании.
Рисование: «Выборгский трамвай».
Д/и «Путаница» (все виды транспорта перепутались).
Отгадывание загадок о транспорте.
Рассматривание старых фотографий о трамвае родного города.».
Пятница
Беседа «Кто работает на транспорте», «Кто ремонтирует транспорт?» (профессии).
Конструирование: «Депо для трамвая».
Закреплять умение складывать из бумаги различные виды транспорта с опорой на схему.
Рассматривание альбома «Виды пассажирского транспорта».
Создать условия для рисования «Пассажирский транспорт».
Речевая игра «Угадай, на чём поедешь?»
Режиссерская игра с машинами с использованием модели улицы (дома, проезжая часть). Закреплять значение дорожных знаков. Общение: «Правила дорожного движения».
Заключительный этап:
Цель: Обобщение знаний и представлений детей о пассажирском транспорте, его классификации и назначении.
Создание альбома «Выборгский трамвай», история появления трамвая в г.Выборг.
Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
Прогнозируемые результаты:
-Дети научатся различать и называть виды транспорта, используя в речи предлоги ( на, в, об, за, пере, от) – (заехал, отъехал, въехал, наехал, переехал, объехал, съехал; подъехал, поехал, выехал,приехал).
- Будут рассказывать об отдельных видах транспорта, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.
-Научатся классифицировать наземный, водный, воздушный транспорт.
-Дети будут иметь представление о разнообразии одного вида транспорта, получат знания об эволюции транспорта.
-На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.
-Родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.
Перспектива дальнейшего развития:
На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления
- о транспорте специального назначения (снегоуборочные машины, комбайн, поливальная машина, трактор, пожарная, полицейская машины);
- расширить и внедрить в активный словарь названия профессий, связанных с работой на спецтранспорте.
Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
26.11.2020
18.09.2020
Участники проекта
Старшая группа: дети 5-ти лет, родители воспитанников
Тип проекта Познавательно - исследовательский,
творческий.
Вид проекта Краткосрочный: период с
07.09 по
11.09.2020г.
Итоговое мероприятие
Выставка детского творчества
« Царство грибов»,
для родителей конкурс «Рецепт из грибов».
На заключительном этапе была проведена
игра - драматизация «Под грибом»
Дата проведения итогового мероприятия 11.09.2020 г
Участники Воспитатели, воспитанники,
родители воспитанников
Актуальность реализации проекта:
В тёплый день, гуляя на участке с детьми, рассматривая листья деревьев, дети
обнаружили у основания ствола берёзы растущий гриб. Что за гриб? Можно ли его
трогать? Почему он здесь вырос? Ведь грибы растут в лесу! Обсудили план
действий:
20.11.2020
Проект «Домашние птицы»
в группе № 2 комбинированной направленности
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Цель: Закрепить представления о внешнем виде, повадках, домашних птиц, о приносимой пользе. Уточнить представления о детенышах домашних птиц. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и действия, а также название детёнышей в единственном и множественном числе. Воспитывать интерес и бережное отношение к домашним птицам.
Тип проекта: групповой; творческий; познавательный; краткосрочный.
Сроки реализации: 1 неделя.
Актуальность: Дошкольный возраст – это время, когда происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Домашние птицы детям с детства знакомы по сказкам и мультфильмам, домашних птиц дети могут видеть на даче у бабушек и дедушек. Именно в дошкольном возрасте очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь природу. Знакомство детей с домашними птицами, с взаимосвязями в природе, имеют большое значение для умственного воспитания.
Проблема: У детей слабые познания о домашних птицах. Поэтому возникло желание помочь детям заполнить пробелы в знаниях. Так возник проект.
Задачи:
1.Уточнять знания о том, какие домашние птицы живут рядом с человеком, показать заботу людей о них. Познакомить с внешним видом, уточнить, что они едят, пьют, где живут.
2. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни домашних птиц; память, связную речь.
3.Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
4.Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам. Воспитывать гуманное отношение к домашним птицам.
Работа с родителями:
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
подбор загадок, пословиц, поговорок о домашних птицах.
Изготовление поделок на тему «Моя птицеферма»; альбома «Птичий двор».
Итоговые мероприятия:
Изготовление поделок на тему «Моя птицеферма».
Презентации «Домашние птицы и детёныши», «Путешествие на птицеферму».
Третий этап заключительный:
Итоговое мероприятие – сделать альбом «Птичий двор».
Вывод:
По окончанию проекта у детей расширились знания о домашних птицах, сформировались умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети получили новые знания об окружающем мире, о домашних птицах. Дети проявляли желание и умение находить ответы на интересующие вопросы, проявляли творческую активность в преобразовании этих знаний.
13.04.2021
Тип проекта:
По содержанию – познавательный, информационный, творческий, игровой.
По числу участников - групповой.
По характеру контактов – в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.
Сроки исполнения:
Краткосрочный (одна неделя )
Участники проекта:
- Воспитатели, учитель – логопед, дети старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта:
Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Птицы не все улетают. Даня Я. | Почему птицы улетают? Дима М. | Посмотреть видео. Коля К. |
Птицы питаются насекомыми. Миша Г. | Как они отдыхают в пути? Варя П. | Попросить прочитать специальные книги. Варя П. |
Прилетают к нам другие птицы. Василиса Т. | В какие места улетают птицы? Василиса Ш. | Спросить воспитателей или дома у родителей. Илья П. |
Задачи проекта:
1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.
2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».
3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- интерес детей
- расширение кругозора
- проявление творчества и двигательной деятельности
- использование полученных знаний в жизни перелетных птиц
Продукты проекта:
Книжки своими руками «Перелетные птицы»
Взаимодействие с семьей:
Консультации для родителей по изготовлению страничек для книжки
Этапы проекта:
1 этап: подготовительный.
1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.
2.Изготовление дидактической игры «Собери перелётную птицу» - разрезные картинки.
3.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.
4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.
2 этап: реализация проекта.
- Проведение бесед с детьми.
- Исследовательская деятельность( рассматривание птиц на прогулке, поиск материалов для книжки)
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-развивающих игр.
- Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме.
- Рассматривание картины И.Саврасова «Грачи прилетели».
- Творческо-продуктивная деятельность - рисование.
- Наблюдение за птицами на участке детского сада.
- Совместная работа детей с родителями.
3 этап: заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта
- Участие в интервьировании «Репортажи о перелетных птицах»
- Самопрезентация детьми страниц для книги своими руками «Перелетные птицы»
- Выставка детских работ «Птицы прилетели» (из пластилина).
- Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; дети стали строить сложные предложения; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, подкармливание птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.
10.06.2021
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта: уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивать у них любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к природе.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Тип проекта:
- по содержанию: познавательно - игровой;
Сроки выполнения проекта: 1 неделя (02.06 – 09.06)
Методы проекта:
- Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
- наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.
Содержание проекта:
Донести до участников проекта важность растений, растущих рядом с нами.
Подбор методической и художественной литературы.
Создание развивающей среды: подбор иллюстраций, дидактических игр, энциклопедий.
Изготовление гербария «Лекарственные растения».
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2.Реализация проекта.
I этап.
1. Беседа « Лекарственные растения »: выяснить представление детей о лекарственных растениях, их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (Презентация «Зелёная аптека»)
2. Игра «Съедобное - несъедобное» - научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха) - упражнять детей в узнавании лекарственного растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
- Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
- Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А. Плешакова «Зеленые страницы».
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
5.Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:
- «На участке ищем полезные растения»
- «Где лучше посадить растения?»
- «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел» - познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы; познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я - ромашка…», «Я- крапива…»
3.Дидактическая игра - «Вершки корешки»: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп - листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы ,листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия по территории детского сада: познакомить детей с природным окружением, рассказать о многообразии трав, произрастающих здесь, познакомить с лекарственными растениями (аптечная ромашка, одуванчик, подорожник, календула, мать – и – мачеха и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5.Занятия по ИЗО деятельности:
- «Подорожник» - рисование: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии по участку детского сада.
- «Одуванчик» - объёмная аппликация: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – лопух» - рисование: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах лопуха.
6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита» - расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».
7.Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
В. Моцарт «Цветы»
П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов».
III этап
1.Беседа «Лесная аптека на службе человека»: расширять знания детей о лекарственных растениях, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть» - закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3.Выпуск альбома «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).
3.Обобщающий этап
1. Создание альбома о лекарственных растениях: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). Альбом иллюстрируется детскими рисунками.
2. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (на прогулке).
3. Составление гербария «Лекарственные растения»
5. Подведение итогов реализации проекта.
Вывод:
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: обогатился и обобщился опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы вместе собрали материал о лекарственных растениях.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия лекарственных растений, то к концу – более 10.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты, ребята сделали вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Рвать и топтать их не следует.
19.10.2021
Наименование проекта | Проект «Перелётные птицы» в подготовительной к школе группе |
Участники проекта: | дети, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед |
Возраст детей | 6-7 лет. |
Вид проекта: | Краткосрочный, групповой, экологический |
Продолжительность проекта | 1 неделя |
Актуальность проекта: | В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме и мы, взрослые, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. |
Цель проекта: | Закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми. |
Задачи: | Расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах; учить детей составлять описательный рассказ по картинкам; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать мелкую моторику рук; научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос; развивать наблюдательность, память; формировать доброе отношение к птицам |
Предполагаемые результаты: |
природы- птицам, должны знать и называть птиц.
|
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта. | I. Игровая деятельность:
II. Познавательная деятельность:
III. Беседы. IV. Решение проблемной ситуации. V. Наблюдение за птицами. 1.Экскурсии по территории детского сада. VI. Труд. VII. Коммуникация. VIII. Творческое рассказывание. IX. Художественное творчество:
XI. Работа с родителями.
|
10.03.2022
Тема проекта «Военные профессии».
Творческое название «Военный моряк - профессия отважных людей».
Типология проекта - познавательно-творческий, игровой.
Возрастная категория детей 6 -7 лет
Продолжительность проекта - краткосрочный (2 недели)
Образовательное направление - Познавательное, игровое.
Цель:
1. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
2. Расширение у детей представлений о военной профессии – моряк.
3. Воспитание уважения к людям военных профессий.
4. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Образовательные задачи
Расширить у детей знания о Российской армии, уточнить их представления о родах войск; познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника Отечества». Познакомить с видами военных кораблей и их назначением, военными профессиями на флоте - командир корабля, старпом, штурман, боцман, судовой механик, матрос, кок.
Развивающие задачи
- развивать у детей познавательную активность, творческие способности; развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект: развитие коммуникативных навыков детей; -способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами; -способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные задачи
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу историю; воспитывать чувство уважения к российскому воину; воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.
Продолжительность проекта - 14.02.2022 – 25.02.2022гг.
Тексты для заучивания - (Л.Некрасова «Наша армия родная», О.Высотская «Слава армии Российской», «День защитника Отечества», С.Маршак «Пограничники»), тексты для чтения Л.Кассиль «Твои защитники», «Воздух», А. Митяева «Почему армия всем родная».
Динамические паузы, подвижные игры и игровые упражнения, дидактические игры, пословицы и поговорки об армии, беседы о празднике 23 февраля и об армии и защитниках Родины, загадки.
МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ
ЧТО МЫ ЗНАЕМ? | ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? | ГДЕ И КАК МОЖЕМ УЗНАТЬ? |
Кораблём управляет капитан, боцман стоит у штурвала. Мирон С. | Как устроен корабль? Даня Я. | Сходить в библиотеку. Денис Ш. |
На кораблях есть штурман. Коля К. | Чем он занимается на корабле? Максим К. | Прочитать в военной энциклопедии. Коля К. |
У всех военных есть форма. Кирилл Б. | Почему у моряков форма особенная – белая, синяя? Миша Г. | Спросить у взрослых. Даша П. |
Команда на корабле называется экипаж. Миша Г. | Сколько моряков может быть на корабле? Максим А. | Посмотреть передачу о моряках. Варя П. |
У моряков головной убор – бескозырка. Даша К. | Как появилась бескозырка, зачем ей ленты? Максим К. | Спросить у дедушки или у папы. Саша Р. |
Моряки охраняют водную границу. Илья П. | А как на подводной лодке охраняют границу под водой, там же темно? | Спросить у воспитателей. Василиса Ш. |
Описание проекта «Военные профессии».
Актуальность.
Родина, Отечество.… Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды. В настоящее время мы столкнулись с тем, что дети очень мало знают о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах- героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой. Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой теме, привело к тому, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение
Этапы проекта:
1. Подготовительный - Разработка проекта.
· Донести до участников проекта важность данной проблемы.
· Изучение методической литературы по теме проекта.
· Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме. Продумывание творческих заданий для детей и родителей.
· Подбор костюмов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
2. Основной. Проведение с детьми бесед о российской армии, о защитниках нашей Родины. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр, спортивного развлечения. Чтение художественной литературы детям , заучивание стихов.
Рассматривание иллюстраций, разучивание песен, просмотр фрагментов видеофильмов и презентаций. Сюжетно-ролевая игра «Военный корабль».
Отгадывание загадок, чтение пословиц об армии.
Рассматривание картины «Родина - Мать»
Изготовление стенгазеты с фотографиями и поздравлениями для пап.
Художественно - эстетическое развитие. Аппликация «Пароход». Рисование «Военные корабли на рейде». Лепка «Матрос».
Разучивание песен - «Бескозырки белые» и «Не бойся, мама».
Помощь родителей в создании стенгазеты.
Настольно – печатные и дидактические игры: «Кому что нужно», «Собери разрезные картинки», «Морской бой».
Речевые игры - «Один - много», «Сосчитай и назови количество предметов», «Составь предложение со словами», «Четвертый лишний» «1,2,5».
Работа по созданию словаря «Военно – морских слов».
Рассматривание иллюстраций в книгах о защитниках страны.
Изготовление подарков для пап и дедушек к 23 февраля»
Просмотр Мультфильма «Раз, два – горе не беда».
Презентации - «Военные профессии», «Военные корабли», «Подводная лодка в разрезе».
Запись видео-поздравления для пап и дедушек
3. Заключительный (обобщающий):
Мини – конференция «Морские суда и морские профессии».
Сюжетно – ролевая игра «Морской поход».
Изготовление подарков для пап и дедушек - «Пароход".
Видеопоздравление пап и дедушек с Днем защитника Отечества в группе «Солнечные зайчики » в VK-те.
Предполагаемый результат проекта:
Знания детей: Дошкольники называют некоторые виды морских кораблей. Знают и называют профессии и должности на морском судне. Знают 2-3 города – героя морской славы России (Севастополь, Керчь).
Знают и называют предметы оснащения корабля, предметы и инструменты, необходимые людям профессии «военный моряк». Используют полученные знания о профессиях моряков в игровой деятельности.
Знания родителей: знают не только о том, чем занимаются дети в ДОУ, но могут проявить творческие способности при изготовлении макетов морских военных судов.
Словарь: защитники, море, океан, моряк, экипаж, военный моряк, капитан, боцман, старпом, второй помощник, кок, судовой врач, судовой механик, моторист, юнга, радист, крейсер, миноносец, авианосец, сторожевой корабль, линкор, катер, тральщик, подводная лодка, рубка, якорь, правый и левый борт, киль, днище, корма, флаг, флагшток, штурвал, каюта, кубрик, иллюминатор, бескозырка, бушлат, гюйс, тельняшка, брюки, ремень, ботинки; рация, лоция, пеленгатор, антенна, радар, шум, бомбы, мины, Черное море, Балтийское море.
Результат образовательного проекта:
1. У детей расширились представления о морских профессиях, уточнились знания об обязанностях различных профессий – капитана корабля, старшего помощника капитана, штурмана, боцмана, механика и др., обогатился словарь детей, появился интерес к морю и желание выбрать одну из морских профессий.
2. Произошло обогащение игрового опыта детей.
3. Дети стали часто играть в сюжетно-ролевые игры, связанные с морем – «Моряки – пограничники», «Мы – подводники», «Военные моряки», «Морской поход», «Морской парад кораблей», «Военные сигнальщики».